На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Эстафетные игры

ЭСТАФЕТНЫЕ ИГРЫ,

Эстафета с переброской мяча.

На площадке вычерчивают 2 круга, диаметром в 3 шага каждый. Расстояние между кругами должно быть не менее 3 шагов; если размеры площадки позволяют, то это расстояние лучше увеличить до 5-6 шагов.

   Позади кругов проводится черта, за которой стоят соревнующиеся команды, каждая в колонну по одному.

   На некотором расстоянии от обозначенных кругов (от 15 до 30 шагов; в зависимости от возраста играющих и их физического развития, дистанция может увеличиваться или уменьшаться) проводится ещё одна черта – линия броска, параллельная первой. На линии броска становятся капитаны команд, каждый против своей команды. И тому и др. капитану судья вручает по небольшому резиновому мячу.

    Первые номера выходят вперёд и становятся каждый в свой круг.

   По сигналу судьи капитаны бросают мячи в сторону своих команд с таким расчётом, чтобы игрок, стоящий в кругу, поймал мяч, не выходя из круга. Если мяч пойман с соблюдением этого правила, то игрок (первый номер) бежит с мячом к линии броска; там, точно так же как это делал капитан, он бросает мяч очередному игроку своей команды, который к этому времени уже должен стоять в круге. Совершив бросок, первый номер становится позади капитана, а второй номер бежит к линии броска и кидает мяч третьему номеру и т.д.

   Последний игрок, поймав мяч, должен вручить его на линии броска своему капитану.

   Бросок не всегда может быть удачен. Вполне возможен случай, когда мяч в результате неточного броска не долетит до круга или пролетит в сторону от него. Поймать такой мяч, не выходя из круга, невозможно. В этом случае игрок, дождавшись, когда мяч коснётся земли, должен побежать за ним, вернуться с мячом в круг и только после этого бежать к линии броска.

   Конечно, на этом будет потеряно несколько секунд, что явится своеобразным «штрафом» за неточный бросок.

   Выигрывает команда, последний номер которой раньше последнего номера команды «противника» вручит мяч своему капитану.

Встречная эстафета.

   Игра рассчитана на ребят старшего возраста.

   Подготовьте площадку к игре: проведите на ней 2 параллельные линии на расстоянии 50 (или немного меньше) шагов одну от др.

   Разделите играющих на две команды (не более 10 человек в каждой) и поставьте обе команды перед какой-либо чертой в затылок друг др., предварительно рассчитав игроков по порядку номеров. Чётные номера в обеих командах делают шаг в сторону, нечётные номера остаются на месте. Отведите нечётные (или чётные) номера к др. черте игрового поля. Поставьте чётные и нечётные номера обеих команд друг против друга.

   Вручите первым номерам обеих команд эстафеты – палочки или флажки. По сигналу судьи обе команды начинают бег: первые номера, добежав до противоположной черты, передают эстафеты своим вторым номерам; те, пробежав то же расстояние в обратном направлении, передают эстафеты третьим номерам и т.д., пока перебежку не совершат все.

   Команда, которая раньше закончит пробег, вручив эстафету судье, объявляется победительницей.

Круговая эстафета.

   В этой эстафетной игре может принять участие весь отряд (команда). Разумеется, команды должны быть одинаковыми по количеству игроков.

   Постройте команды в виде четырёхлучевой звёздочки. В каждой колонне поставьте игроков в порядке номеров – от внешнего края к центру.

   Первые номера держат в руках эстафеты.

   По сигналу судьи первые номера одновременно берут старт и обегают играющих по кругу. Все бегут в одном направлении – встречное движение недопустимо.

   Вернувшись к своей команде, первый номер с ходу передаёт эстафету второму номеру, а сам становится в хвосте колонны. Как только очередной игрок выбегает с эстафетой, остальные игроки этой команды продвигаются на шаг вперёд, освобождая место для того, кто станет позади.

   Второй номер, обежав круг, передаёт эстафету третьему, третий – четвёртому и т.д., пока последний номер команды не вручит эстафету снова своему первому номеру, начавшему бег.

   Получив эстафету, первый номер должен немедленно её поднять вверх, заявляя этим о доставке эстафеты на финиш.

   Соответственно отмечается, кто занял второе и третье места.

Передача эстафеты над головой.

   Обе команды, равные по количеству играющих (10-12 чел.), становятся в две колонны по одному, параллельно одна др. передние в колоннах стоят на одной линии. Судья вручает им эстафеты, а сам становится у черты между обеими командами.

   Эстафетой могут служить: волейбольный мяч, гимнастическая палка, обруч.

   По сигналу судьи «Приготовиться!» все участники игры поднимают руки над головой. По сигналу «Начи-най!» передний в каждой колонне передаёт эстафету стоящему сзади него, а тот посылает её дальше по цепи.

   Эстафету принимают из рук в руки, не поворачивая головы.

   Когда эстафета попадёт к последнему в колонне, он должен как можно быстрее бежать с нею вперёд, стать впереди своей колонны и тут же передать эстафету стоящему сзади него для передачи её по цепи назад.

   Постепенно, по мере того как с хвоста колонны игроки будут перебегать и становиться в голове её, головными в колонне перебывают все игроки команды. Настанет момент, когда игрок, первым отправивший эстафету, окажется последним в колонне. Тогда он, получив эстафету, должен возможно скорее доставить её судье. Выигрывает команда, которая первой доставит эстафету судье.

   Если игра проводится с тремя или четырьмя командами, то судья становится отступя несколько шагов от черты, по которой выравнивают строй первые номера команд. Ещё лучше, если позволяют размеры площадки, поставить команды друг против друга -  по две с каждой стороны. Тогда место судьи определится в центре между командами.

Проводка мяча.

   Отмерьте на площадке дистанцию в 20-25 шагов и проведите две черты с одной и др. стороны отмеренного расстояния, параллельные друг другу.

   Обе соревнующие команды становятся точно так же, как при встречной эстафете: чётные номера в командах – с одной стороны, а нечётные – с другой, в обоих случаях за чертой, переступать которую, принимая эстафету, нельзя.

   Эстафетами служат волейбольные мячи – по одному на команду. Требуется, ударяя мяч о землю, провести его таким образом от черты до черты и передать очередному игроку своей команды.

   Судья следит за выполнением следующих правил:

  1. Мяч нельзя задерживать в руках или катить по земле.
  2. Мяч только раз должен коснуться земли после удара по нему рукой.
  3. Передавать мяч разрешается не из рук в руки, а с удара об землю, который должен быть сделан с таким расчётом, чтобы мяч перелетел через черту в руки принимающего игрока.

Сильным, хорошо рассчитанным ударом это можно сделать и издали, в нескольких шагах от черты, выиграв тем самым время для своей команды.

  Нарушивший любое из перечисленных выше правил возвращается на то место, где он допустил оплошность, и снова включается в игру.

    Команда, которая раньше закончит проводку мяча, вручив его своему первому номеру, начавшему игру, объявляется победителем состязания.

   В зависимости от наличия мячей в игре может принять участие несколько (но не более четырёх) команд.

Эстафеты с препятствиями.

   Для всех эстафетных игр этого типа требуется площадка, на которой, на расстоянии 10-15 шагов одна от др., проводятся 2 параллельные черты. Черта, за которой становятся соревнующиеся команды, называется линией передачи эстафеты; др. черта, с которой преодолевается то или иное препятствие, называется линией броска.

   В игре может принять участие несколько (но не более четырёх) команд. Для каждой должно быть оборудовано обусловленное игрой препятствие, которое преодолевается с линии броска. На каждые две команды полагается один судья.

Мяч в корзину!

   В 5 шагах от линии броска ставят корзину (типа канцелярской) или ведро. Около корзины стоит подавальщик, обычно последний номер команды. Сколько участвует в игре команд, столько должно быть выставлено корзин и дежурящих возле них подавальщиков.

   На линии передачи эстафеты судья вручает первым номерам команд по небольшому резиновому мячу, после чего сам уходит на линию броска, где следит за игрой.

   По общему для всех сигналу первые номера бегут к линии броска. Здесь, выровняв носки ног по черте, участник игры должен бросить мяч в корзину.

   Если бросок неудачен, то подавальщик, подобрав мяч кидает его игроку обратно, и тот повторяет бросок. Разрешается сделать любое количество бросков, пока мяч не попадёт в корзину.

   Попадание фиксируется свистком судьи, после чего подавальщик вынимает мяч из корзины и бежит с ним к своей команде. Там, передав (за чертой) мяч второму номеру, он становится в хвосте своей команды. Второй номер бежит с мячом на линию броска, а первый номер, перед этим метавший мяч, занимает место у корзинки и становится подавальщиком.

   В дальнейшем смена игроков на линии броска и у корзинки производится точно таким же образом до тех пор, пока не закончит метание мяча последний номер в команде. Мяч, вынутый из корзины после этого броска, вручается судье, который продолжительным свистком объявляет окончание игры-эстафеты и называет команду-победительницу,

Мяч в кольцо.

   Эту игру можно провести на площадке, оборудованной для игры в баскетбол.

   Соревнующиеся команды становятся на середине площадки – лицом к щитам, спиной друг к др. Первые номера (правофланговые) выходят на линию передачи эстафеты. У каждого в руках волейбольный (баскетбольный) мяч.

   По общему для обеих команд сигналу первые номера бегут к щитам и при этом ведут мяч, ударяя его одной рукой о землю.

   Добежав до щита, игрок должен стать на линию броска (в 5 шагах от стоек, на которых укреплён щит) и бросить мяч обеими руками с таким расчётом, чтобы он прошёл сверху через кольцо.

   Разрешается сделать любое количество бросков, пока мяч не пройдёт через кольцо. После этого игрок бежит к своей команде, держа мяч в руках, и передаёт его второму номеру, который, как и последующие номера, выполняет то же задание.

   Судья следит за выполнением следующих правил:

  1. Мяч после удара по нему рукой только раз должен коснуться земли. Игрок, нарушивший это правило, подбирает мяч и с места, где была допущена ошибка (это место указывается судьёй), возобновляет пробежку к щиту.
  2. Задание (бросок) считается выполненным только в том случае, если мяч пройдёт через кольцо, отразившись от щита.

   Победа присуждается команде, последний игрок которой, выполнив задание у щита, доставит мяч своему первому номеру. Тот должен тотчас же подбросить мяч высоко в воздух, что будет значить, что игра закончена победой этой команды.

Из круга в круг.

   Игра для небольшой группы играющих.

   Сделайте 2 проволочных кольца диаметром в 20-25см (кольца можно сплести и из гибких прутьев) и обтяните их лоскутками материи разного цвета.

   Разделите отряд на две равные команды и расположите играющих двумя шеренгами, лицом др. к др. порядковые номера одной команды должны находиться против тех же порядковых номеров др. команды. Пусть вторые и четвёртые номера поменяются местами – перейдут в другие шеренги. Теперь можно развести играющих на места, подготовленные для них на площадке.

   Каждый игрок стоит в кругу, начерченном на земле. Диаметр круга – один шаг. Расстояние между кругами в ряду – 3 шага. Такое же расстояние и между рядами (шеренгами). За крайними кругами, которые займут последние номера в командах, прочертите линию финиша, а за нею  - ещё по одному запасному кругу.

   Команды на местах, можно начинать игру. У первых номеров (капитаны команд) в руках по кольцу. По сигналу судьи каждый из них бросает кольцо второму номеру своей команды и тотчас же бежит за линию финиша в свой запасной круг, где он должен будет принять кольцо от своего последнего номера.

   Приняв кольцо, первый номер (капитан) возвращается на своё прежнее место, вновь пускает кольцо по цепи и снова бежит в запасной круг – и так до 3 раз.

   Выигрывает команда, которая после 3 повторных забегов первая вручит своему капитану кольцо-эстафету.

   Каждая команда построена змейкой: первые, третьи и пятые номера – в одном ряду; вторые и четвёртые – в другом. Поэтому и кольца перекидываются от одного к другому по зигзагообразной линии.

   Запомните основное правило в этой игре: передавать по цепи можно только правильно принятое кольцо, то-есть принятое на лету, не выходя из круга. Если бросок сделан неудачно и принимающему кольцо пришлось выбежать из круга, кольцо возвращается обратно. Бросок повторяется до тех пор, пока кольцо не будет принято правильно, только после этого можно передавать его дальше по цепи.

   Это правило, затрудняя передачу эстафеты, делает игру очень оживлённой. Команда, неудачно начавшая состязание, имеет возможность в дальнейшем не только поправить свой положение, но и прийти к финишу с победой.

   Вместо колец эстафетами могут служить волейбольные мячи, хотя при перекрестном метании удобней пользоваться кольцами.

Серсо-тир.

   На наклонно укреплённом столбе – щит с крючками (или большими гвоздями), предназначенными для набрасывания на них колец. Кольца можно изготовить из проволоки или гибких прутьев. Как и в предыдущей игре, кольца обтягиваются кусочками материи разного цвета – скажем, красного цвета для колей одной команды и синего цвета для колец др. команды.

   Кольца заготовляются в таком количестве, чтобы на каждого игрока той и др. команды колец было не менее чем 2 штуки.

   На щите укрепляют 5 крючков: один в центре и 4 по углам щита.

   В 5 шагах от столба со щитом провести черту – линия броска. В 10-15 шагах от линии броска проведите ещё одну черту – линию передачи эстафеты, за которой стоят две соревнующие команды.

   Судья вручает первым номерам эстафеты жезлы или флажки.

   По сигналу первые номера бегут к линии броска, с которой оба накидывают свои кольца на одну и ту же мишень.

   Накинутые кольца остаются висеть на крючках. Так как кольца у команд разного цвета, то они не перепутаются, и в конце игры их легко будет подсчитать. Кольца, брошенные безрезультатно, с земли не поднимаются.

   Выполнив положенные 2 броска, каждый игрок бежит обратно к своей команде, передаёт эстафету очередному номеру, а сам становится в хвосте команды.

   Игра заканчивается, когда последние номера в обеих командах передадут эстафеты своим первым номерам. Результаты игры определяются по сумме очков, полученных каждой командой:

  1. Попадание на центральный крючок даёт метателю 1 очко; попадание на любой из угловых крючков, требующее более прицельного броска, оценивается в 2 очка.
  2. Команда, которая первой закончит передачу эстафеты, получает за это 5 очков.

   Участникам игры надлежит, таким образом, проявить себя в двух качествах – в быстроте передачи эстафеты и в меткости.

   Команда, набравшая большее количество очков, выигрывает.

   Щит с крючками для набрасывания колец – наиболее простая конструкция такого рода мишеней. При желании щит можно разрисовать фигурками животных и кукол. Ещё интересней, если фигурки будут не нарисованные, а объёмные, сделанные из ваты или папье-маше. Тогда не понадобятся и крючки – сама фигурка может служить мишенью для метания колец: «нос клоуна», «голова петуха», «хвост курицы», «рога оленя» и т.п.

Бег с мисками, наполненными водой.

   Примером комической эстафеты-шутки может служить бег с мисками, до краёв наполненными водой.

   Участники игры разбиваются на две равные по количеству игроков команды, которые становятся за линией передачи эстафеты в две колонны по одному. В 15-20 шагах от черты, параллельно ей, ставят простую скамейку без спинки.

   Первые номера стоят с мисками, до краёв наполненными водой. По сигналу судьи они берут старт.

   Само собой разумеется, что бежать с такой «ношей» не придётся: впору и шагом пройти, не расплескав воды. Но эстафета остаётся эстафетой – торопиться всё-таки нужно, если хочешь выиграть состязание.

   Достигнув скамейки, нужно перешагнуть через неё (миску при этом разрешается поставить на скамейку), затем перешагнуть обратно, пройти обратный путь к своей колонне и передать миску-эстафету очередному номеру, который совершит с ней точно такой же путь.

   Передав эстафету, игрок становится в хвост своей команды.

   Как же оцениваются успехи играющих?

   Победительницей будет та команда, которая раньше закончит передачу эстафеты и при этом сумеет сохранить в миске больше воды. Может и так случиться, что команда доставит эстафету раньше, но воды расплескает больше. В этом случае состязание следует признать окончившимся вничью.

   Подобно описанной игре, могут быть проведены и другие эстафеты-шутки. Например:

  1. Бег с ложкой, на которую положен мяч. Ложку держать в вытянутой руке. Если мяч выпадает, бег возобновляется (по указанию судьи) с места, где произошла задержка.
  2. Ходьба на ходулях на малую дистанцию – не более 10-15 шагов. Состязание проводится по типу встречной эстафеты (команды разделяются на чётные и нечётные номера). Смена «ходулистов» происходит за чертой, ограничивающей дистанцию пробега.
  3. «Бег кенгуру». – на сомкнутых ногах с палочкой, зажатой в коленях. Палочка служит эстафетой. Пробежав от линии передачи эстафеты 8-10 шагов, прыгуны, огибая поставленный на полуфинише флажок, продолжают движение назад к исходной линии. Уронивший палочку возобновляет бег с места, где произошла задержка.
  4. Парный бег на трёх ногах (по одной ноге у каждой пары бегунов связаны вместе). Эстафетой может служить любой небольшой предмет. Пробежав от линии передачи эстафеты 20-25 шагов, бегуны как и в предыдущей игре, поворачивают на полуфинише и продолжают движение в обратном направлении. Чтобы выйти победителем в этом состязании, требуется хорошая тренированность, согласованность движений.

Комбинированная эстафета.

   Некоторые из описанных нами эстафетных игр, а также многие другие, подобные им, можно объединить в одну общую комбинированную эстафету. Для проведения её понадобится большая площадка, позволяющая построить кольцевой маршрут (старт и финиш в одном месте). Наиболее удобной была бы в этом отношении беговая дорожка вокруг футбольного поля. Можно провести кольцевой маршрут и по аллеям парка.

   Как и в обычном эстафетном беге, дистанция разбивается на этапы, по разной протяжённости, в зависимости от вида эстафетного бега на каждом этапе. По всем этапам расположены бегуны, по одному от каждой команды.

   Эстафетой в этом состязании может служить какой-нибудь небольшой лёгкий предмет, не стесняющий движения, - например, шарф, повязанный на шее; шнурок, повязанный вокруг талии, как пояс; венок из полевых цветов, который можно надеть на голову и т.д. руки обязательно должны быть свободны от какой бы то ни было ноши, так как в комбинированной эстафете каждому предстоит преодолеть на этапах ряд более или менее сложных препятствий. Можно, например, составить такую цепочку:

1 этап – бег с обручем; требуется прогнать обруч по прямой на расстоянии 25-30 шагов.

2 этап – жонглирование с палкой; требуется пройти 10 шагов. Держа палку стоймя на раскрытой ладони или на пальце.

3 этап – ходьба на ходулях: дистанция 10-15 шагов.

4 этап – бег со скакалками.

5 этап – бег с остановкой в пути для метания колец (или одного кольца) на палку, вбитую в землю; линия броска проводится в 5 шагах от мишени. Пока все кольца (или одно кольцо) не будут наброшены, бегун не может нести эстафету дальше.

6 этап – сбивание городков шарами; расстояние между городками 15-30 см. требуется сбить один из выставленных городков, пользуясь двумя шарами. Разрешается сделать любое количество попыток, но за шарами придётся бегать самому.

7 этап – прыжок через ровик с кружкой, наполненной водой. Требуется перепрыгнуть, расплескав не более полкружки воды. Помощник судьи, стоящий на этом этапе с ведром воды, при каждой новой попытке наполняет кружку до краёв.

8 этап – «Бег кенгуру»: требуется проскакать на сомкнутых ногах с палочкой, зажатой в коленях, дистанцию в 15-20 шагов.

   В комбинированной эстафете могут принять участие все отряды. Каждому участнику эстафеты давать задание, с которым он лучше всех смог бы справиться.

Картина дня

наверх